Есть масса неприятностей, с которыми могут столкнуться владельцы подержанных автомобилей. Одна из самых распространённых — стук гидрокомпенсаторов.
Почему стучат гидрокомпенсаторы и как понять, что стучат именно они? Связана ли эта неисправность с качеством масла и как всё исправить? Давайте разбираться.
Что такое гидрокомпенсатор и как он работает
При повышении температуры металлические детали двигателя расширяются. Конструкторы учли эту особенность и создали специальные тепловые зазоры механизма газораспределения. Элементы двигателя постепенно изнашиваются, поэтому необходимо регулировать и величину этих зазоров.
В более старых моделях автомобилей (30 лет и старше) применяли регулировочные болты или набор шайб. Механизм регулировки требовал вмешательства через каждые 10–15 тысяч километров пробега, обслуживание автомобиля обходилось недёшево. Эту проблему решили гидрокомпенсаторы.
Гидрокомпенсатор (далее — ГК) — устройство для автоматической регулировки теплового зазора в приводе клапанов. Это миниатюрный гидроцилиндр,который меняет длину при нагнетании внутрь моторного масла.
Объём масла компенсирует зазор между штоком клапана и кулачком распределительного вала. Масло попадает в полость гидрокомпенсатора через клапан с очень небольшим отверстием, а выходит наружу через естественные зазоры клапанной пары. Работа ГК зависит от поступления масла и от состояния плунжерной пары, отсутствия износа или заклинивания.
Разновидности стука гидрокомпенсаторов
Гидрокомпенсаторы могут стучать постоянно или периодически. Если стук возникает на холодном двигателе и пропадает через некоторое время после запуска, беспокоиться не стоит.
Если по мере прогрева посторонний звук не уходит, это уже сигнал к действию. Стук «на горячую» слышно, когда открыт капот, и звук идёт именно из-под клапанной крышки. Тональность звука специфическая — напоминает удар металлических деталей друг о друга. Некоторые сравнивают его со стрекотом кузнечика.
Частота стука неисправных гидрокомпенсаторов в два раза превышает частоту оборотов двигателя. При увеличении или снижении оборотов звук будет учащаться либо становиться реже. Под сброс газа слышны звуки, как у неотрегулированных клапанов.
Причины стука ГК «на горячую» могут быть разными:
- неисправности в системе смазки силового агрегата (низкое давление масла);
- некачественное моторное масло (загрязнение ГК продуктами износа/ нагара);
- механический износ ГК (износ деталей ГК: плунжера, пружины, обратного клапана).
Что делать при стуке гидрокомпенсаторов «на холодную»
Как мы уже сказали, стук ГК «на холодную», как правило, НЕ является признаком неисправности. С пробегом ГК имеют определённую выработку и степень загрязнений. Непрогретое моторное масло густое, у него нет нужной вязкости. После прогрева двигателя зазоры приходят в норму, вязкость снижается и стук исчезает.
Если стука ГК «на холодную» раньше не было, а моторное масло меняли недавно, следует проверить его уровень и убедиться в правильности подбора смазочного материала.
Полный выход из строя или заклинивание ГК при стуке только «на холодную» можно исключить.
Что делать при стуке гидрокомпенсаторов «на горячую»
Сломанный гидрокомпенсатор стучит постоянно. Чтобы устранить проблему, прежде всего нужно проверить уровень масла в картере. От этого зависит его циркуляция по масляным каналам.
Убедитесь, что давление масла достаточное — даже если не горит лампочка маслёнки.
В каждом двигателе своё рабочее давление масла, оно зависит от конструкции (конкретный показатель нужно уточнять в документации). Считается, что на холостых оборотах давление должно быть 1,6–2,0 бара, на высоких — до 5–7 бар.
Если такого давления нет — проверяйте масляный насос.
Часто проблема возникает из-за масла. Даже если вы меняете его по регламенту, оно могло прийти в негодность раньше срока. Это происходит при сложных условиях эксплуатации машины или когда масло поддельное.
Если вы обнаружили налёт и шлам на поверхности деталей насоса, промойте масляную систему — скорее всего, забились масляные каналы. Для процедуры пригодится промывочное масло.
Если стук гидрокомпенсаторов не исчез после замены масла и промывки двигателя, причиной неполадки могут быть изношенные детали, неисправность редукционного клапана, износ рабочих поверхностей деталей. Если после промывки гидрокомпенсаторов и масляных каналов стук остался, нужна диагностика самого ГК.
Что будет, если не устранить стук гидрокомпенсаторов
Если не решить проблему, двигатель будет работать громче и в нем начнутся нежелательные процессы:
- сильный износ и возможное разрушение стержней впускных и выпускных клапанов;
- износ кулачка распределительного вала и/или рокера;
- загрязнение моторного масла продуктами износа и, как следствие, увеличение трения в двигателе, потеря мощности и перерасход топлива.
При уменьшении зазора падает компрессия в цилиндрах мотора и снижается его мощность.
Главное о стуке гидрокомпенсаторов
Если гидрокомпенсаторы стучат постоянно, не ждите ухудшения ситуации. Следуйте простым правилам:
- Вовремя меняйте масляный фильтр и моторное масло. Учитывайте тяжёлые условия эксплуатации (например, простои в пробках, из-за которых автомобиль проезжает небольшие расстояния с низкой средней скоростью, а двигатель долго работает на холостом ходу).
- Используйте качественные продукты, которые соответствуют требованиям автопроизводителя.
- Если вы подозреваете, что масло поддельное или некачественное, проведите очистку масляной системы с помощью промывочного масла.
- Будьте готовы к тому, что даже самый надёжный автомобиль при больших пробегах и износе потребует должного техобслуживания.
Следите и правильно ухаживайте за своей машиной: это убережёт вас от непредвиденных трат.