Дословный перевод аббревиатуры DSG — direct shift gearbox — «коробка передач прямого переключения».

Это роботизированная механическая коробка с двойным сцеплением, где имеется два первичных вала: один для четных передач, другой — для нечетных. Передача включается заранее, для переключения блоку управления необходимо лишь отпустить одно и нажать другое сцепление. Происходит это практически мгновенно, крутящий момент при этом не разрывается.

Можно встретить на абсолютном большинстве автомобилей концерна «Фольксваген:

DQ200 — «сухая», 7 ступеней. Это совместная разработка «Фольксвагена» и компании LUK. Сцепление как и на обычной механической коробке, только оно двойное. Ведущий диск жестко соединен с корпусом и замкнут с маховиком двигателя, а также есть два нажимных и два ведомых диска сцепления с фрикционными накладками. У мехатроника и КПП разные контуры смазки. Ее ставили только на переднеприводные машины с относительно маломощными двигателями.

DQ250 — 6 ступеней, DQ500 и DQ381 — 7 ступеней, все «мокрые». Разработка «Фольксвагена» и компании «Борг-уорнер». Муфты сцеплений — пакеты фрикционов, которые работают в масле, как и в АКПП. Отличие в том, что здесь их всего два: для четного и для нечетного ряда передач. Муфты сцепления, мехатроник и механическая часть работают в одном масляном контуре.

Производитель трансмиссий Getrag создал совместное предприятие с FoMoCo (Ford Motor Company) по выпуску преселективных коробок передач с двумя сцеплениями. Также как и у DSG они бывают двух видов:

  • с мокрым сцеплением WD (Wet Dual Clutch)
  • с сухим сцеплением DD (Dry Dual Clutch)

КПП по конструкции идентична коробке DSG с мокрым сцеплением, разница лишь в программном обеспечении и количестве передач: у DSG их максимально 7, а у PowerShift – 6.   

Для VAG механическую часть и программное обеспечение разрабатывала компания Borg Warner, а для Ford – Getrag и Luk. DSG работает жестче, с легким рывком при старте и хорошо ощутимым торможением двигателем под сброс газа. У PowerShift переключение мягче, почти как у классического гидромеханического автомата, зато эффективно притормаживать мотором можно лишь в ручном режиме.

Расшифровки обозначений (Getrag)

  • DCL — продольное расположение кпп (L)
  • DCT — поперечное расположение кпп (T)
  • 6DCT/7DCT — 6/7 скоростей
  • 250/450/750 — передаваемый крутящий момент в Н/м

Для DCT с низким крутящим моментом (до 300 Нм) устанавливаются коробки с сухим сцеплением DD. Для более мощных автомобилей идёт «мокрое» сцепление WD (450/470 и т.д.).

На Форд Фокус 3 устанавливается 3 типа трансмиссий: МКПП, АКПП с гидротрансформатором, коробка робот PowerShift (сухой 6DCT250 и мокрый 6DCT450 для дизельных версий.

И пусть PowerShift имеет отличное от DSG название, слабыми местами являются те же элементы — сцепление и ТСМ-модуль.

Не остался в стороне и Renault. Преселективные трансмиссии сегодня ставятся практически на все популярные модели французского производства: Scenic, Duster, Megane, Clio. Установка «роботов» на KIA и Hyundai также была вопросом времени. Впервые РКПП Luk начали использоваться на KIA Ceed в 2012 году. Эта трансмиссия в свое время стала «базой» для разработки 7-ступенчатой DCT корейского производства в 2015 г.

Китайцы в лучших традициях раннего Советского Союза для решения своих задач не стесняются привлекать иностранных специалистов. Китайская автомобилестроительная компания Great Wall Motor известна в России благодаря автомобилям таких брендов, как Great Wall, Haval и TANK. Это преимущественно кроссоверы и внедорожники. Для создания 7-ступенчатого робота они пригласили Герхарда Хеннинга, который трудился над созданием DSG DQ250 с двумя мокрыми сцеплениями. Это решение более чем оправдано, зачем заново изобретать велосипед, если можно пригласить опытного специалиста. Без сомнения, Герхард Хеннинг прекрасно знает обо всех проблемах своей DQ250, первая версия, которой была выпущена в 2003 году, и при создании новой коробки мог уже избежать подобных недоработок. Стоит отметить, что китайский «робот» GWM 7DCT450 не является копией, или пародией, на немецкую коробку DSG – это совершенно другая, собственная разработка. Главной проблемой немецкой трансмиссии с мокрым сдвоенным сцеплением было плохое охлаждение. В ней масляный контур объединяет сцепление, мехатроник и механическую часть коробки и при любом перегреве коробка выходила из строя. По этой причине Хеннинг уделил особое внимание созданию надёжной системы охлаждения в китайской коробке. GWM 7DCT450 проходила множество тестов в самых жёстких условиях, где её работу сравнивали с другими коробками. Устанавливается данная коробка на автомобили Haval F7, F7x,M6, Dargo и Jolion. 

Интересно, что в машинах Haval F7 с мотором 1,5 и 2 литра, коробки будут немного разные. В 2-литровой версии в 7DCT450 устанавливают дополнительный электрический насос, который будет прокачивать масло.

Китайский «робот» изначально создавался для высоких нагрузок, поэтому на машинах с этой трансмиссией можно спокойно таскать прицепы. Кстати, коробка 7DCT450, как можно догадаться из её названия, рассчитана на крутящий момент в 450 Н*м, при этом немецкая DQ250 только на 350 Н*м. Китайцы с гордостью заявляют, что ресурс их новой коробки — 300 тысяч километров.

Также интересно, что регламент замены масла в немецком «роботе» обязывает это делать каждые 60 тысяч километров, а в китайской — через 40 тысяч.

Geely

Марка представлена кроссоверами, хэтчбеками и седанами, ориентированными на городскую и шоссейную эксплуатацию.

«Роботом» NINGBO 7DCT330 комплектуют модели Coolray и Atlas Pro. По сути, это клон коробки 7G-DCT7240 от Mercedes-Benz, известной с 2012 года. 7-ступенчатая трансмиссия с двумя сцеплениями в масляной ванне, рассчитанная на момент в 350 Нм — совместная разработка Mercedes и Getrag. На DSG VAG совсем не похожа. Поначалу у владельцев Mercedes были проблемы по электронным алгоритмам переключения; горели блоки управления; владельцы жаловались на пинки, без конца приезжали на адаптацию.

У владельцев Сoolray тоже встречаются вопросы по переключению, хотя со временем конструкцию отработали и блоки уже не горят. А соблюдение правил эксплуатации означает значительное увеличение сроков безаварийной работы — до 250 000 км пробега и даже больше, если ездить аккуратно и менять масло каждые 40 000 км.

Chery

Модельный ряд Chery объединяет в себе автомобили суббрендов Exeed, Jetour, Omoda, Karry, Rely и Riich. Гамма автоматических трансмиссий представлена роботами и вариаторами:

7DCT300 — 7-ступенчатый преселективный робот с двумя мокрыми сцеплениями производства компании Getrag. Выпускается с 2015 года и устанавливается на переднеприводные модели BMW, Nissan, Renault. Коробка способна выдерживать крутящий момент до 320 (360) Нм. Заявленный ресурс — 250 тысяч км. Chery оснащает этим роботом некоторые модели EXEED (VX, TXL, RX и LX), Arrizo 8, Tiggo 8 Pro MAX, Tiggo 8 Pro, Tiggo 7 Pro, Omoda C5, Jetour Dashing, Jetour X70 Plus и Jetour X90 Plus;

6DCT260 — 6-ступенчатый робот c двойным сцеплением в масляной ванне производства компании Getrag. По сравнению с вышеупомянутым вариантом, эта коробка работает с менее мощными двигателями. Устанавливается на некоторые модификации Jetour Dashing с 1.5-литровым мотором на 156 л. с.;

6DCT250 — 6-диапазонная роботизированная АКПП с двумя сухими сцеплениями от компании Getrag. Выпускается с 2010 года. На российском рынке эта РКПП известна под именем Powershift или Ford DPS6, Renault DC4. Выдерживает до 250 Нм крутящего момента. Заявленный ресурс — 200 тысяч км. Устанавливалась на Chery Tiggo 4 и Tiggo 8;

FAW

Название китайского автоконцерна FAW (First Automotive Works) переводится как «Первое Автомобильное Производство». Именно эта марка встала у истоков автомобилестроения в Китае, начав работу в 1958 году. Сегодня автоконцерну принадлежат такие бренды, как Hongqi, Besturn (Bestune для России и стран СНГ).На данный момент устанавливаются 7DCT — 7-ступенчатая роботизированная АКПП с двойным сцеплением «мокрого» типа. Устанавливается на Hongqi H9, Bestune T77, T55, B70.

Changan

Китайская компания Changan представлена на российском рынке широким модельным рядом автомобилей. Он включает в себя седаны, кроссоверы и пикап.

Устанавливается роботизированная 7-диапазонная коробка 7 DCT с двойным «мокрым» сцеплением — CS35 Plus, CS55 Plus, UNI-T, UNI-V, Eado Plus, Lamore;